Пирогово - Этнографический музей под открытым небом


Специалисты утверждают, что мало какой европейский народ сохранил до наших времен самобытность национальной культуры так, как украинцы. Добрую службу в этом сослужила не только субъективная консервативность украинцев, но и объективно невысокое благосостояние народа, особенно в сельской местности.

 
В мире этнографических музеев под открытым небом порядка шестисот. В Украине славятся этнографические скансены в Ужгороде, Львове, Черновцах, Переяславе-Хмельницком, Галиче. Однако самый знаменитый этнографический музей под открытым небом – в Пирогово. Ведь многие из этих музеев появились на его методологической базе и на основе его концепции. Музей в Переяславе-Хмельницком, хотя и основан в 1965 году, но дальнейшее становление и развитие осуществлял при тесном сотрудничестве с киевским.

«Пирогово» - это слово прекрасно знакомо каждому киевлянину и гостям столицы из разных уголков страны и из-за рубежа. Так они называют парк-музей архитектуры и быта под Киевом. На самом деле, Пирогово – поселок, с которым соседствует это уникальное учреждение. А само оно носит сухое название «Музей народной архитектуры и быта НАН Украины».

Его территория – 150 гектар, на которой находится около 300 объектов. Возможно, это самый большой в мире музей под открытым небом (скансен). Точно известно, что он самый грандиозный в Восточной Европе. Чтобы обойти его, стандартной трехчасовой экскурсии не хватит. Помимо площади, киевский музей отличается от отечественных собратьев тем, что его экспозиция представляет всю страну, а не один регион.

Еще одна яркая отличительная черта Пирогово – театрализованные действа. Прочие музеи сконцентрированы на экспозиции материальной культуры и только сейчас начинают перенимать киевский опыт ознакомления посетителей со старинными народными обычаями. У усадеб и в поле звучат народные песни, часто можно увидеть народных умельцев в работе: вышивальщиц, ткачих, резчиков, кузнецов, гончаров, стеклодувов, мастеров плетения. Всегда можно купить вышиванки, рушники, посуду и игрушки из керамики, деревянные шкатулки, посуду и украшения.

В течение года здесь организуется порядка двадцати праздников – народных и религиозных, причем, как христианских, так и языческих. Пять старинных церквей действуют: в них проводят службы, венчают молодоженов, крестят детей.

Обряды воссоздают сотрудники музея. По материалам исследований обычаев разных регионов Украины они пишут сценарии, приглашают фольклорные коллективы, школьников и студентов, которые и разыгрывают театрализованные представления. В этих действах может поучаствовать в качестве массовки каждый желающий. Также посетители организованно берут уроки украинских народных ремесел, иностранцы с удовольствием разрисовывают писанки, видные политики с азартом садятся за гончарный круг, юные украинки овладевают искусством вышивки.

Объекты музея - подлинные, за редким исключением, произведения народной деревянной архитектуры, перенесенные сюда из разных областей Украины. Символом Украины-житницы стал живописный холм с настоящими ветряными мельницами. Музейные экспонаты знакомят посетителей с крестьянским бытом и народным творчеством украинцев: собрана огромная коллекция народной одежды, мебели, деревянной и глиняной посуды, одежды, музыкальных инструментов.

 
Музей создан в 1969 году. Тогда под искусственное Киевское море затопили много сел, в том числе часть старинного села Козаровичи, где можно было увидеть дома 200-300-летней давности. По инициативе общественности постановлением правительства УССР был основан музей народной архитектуры и быта. Коллектив музея выполнил экспедиционно-поисковую работу по созданию архитектурных и творческо-бытовых фондов и экспозиции в сжатые сроки к открытию в 1976 году.

Поначалу особого интереса музей на дальней окраине столицы не вызвал. Сначала туда возили школьников по разнарядке. Но после «принудительных» поездок многие хотели побывать там вновь и вновь – ведь государственное культурное учреждение больше напоминало парк и одновременно – материализовавшуюся иллюстрацию к украинской сказке. В этом музее не «пахло нафталином».

Усадьбы с сельскими домами и хозяйственными зданиями сгруппированы с документальной достоверностью и в соответствии с особенностями планирования поселений того или иного региона Украины. Всего представлено шесть этнографических регионов: «Среднее Приднепровье», «Полтавщина и Слобожанщина», «Полесье», «Подолье», «Юг», «Карпаты». Также есть экспозиции «Ветряки», «Ярмарочное поле» и «Современное село».

В основном, музей воспроизводит сельскую Украину XVIII – начала XX веков. А «Современное село» знакомит с сельской архитектурой 60-70-х годов прошлого века и со скрупулезно восстановленными интерьерами. Музейные работники наполняли дома и декорировали их продукцией заводов и фабрик тех областей, которые олицетворяют усадьбы. Можно сказать, это точный макет. А вот старинные хаты – оригинал. Их разбирали в разных концах страны по досочке, маркировали, перевозили в Пирогово и здесь строили заново. Самый древний экспонат – хата 1587 года, однокамерное жилище с курной печью. По словам директора музея Николая Ходаковского, это самый старый памятник народного строительного искусства на территории бывшего Советского Союза. Также реди особенных экспонатов - хата, когда-то принадлежавшая родственникам Тараса Шевченко.

В музее трудятся более двухсот человек. Летом набирают сезонных смотрителей. Музей работает для посетителей круглый год без выходных и санитарных дней. Вместе с тем, объекты нуждаются в постоянной реставрации: как минимум, хаты нужно обмазывать глиной и белить, ремонтировать ветряки и плетеные ограды. Помимо ремонта и поддержания экспонатов музей имеет и другие заботы и, соответственно, статьи расходов. Ведь в хозяйство скансена входят и коммунальные службы, и лошади, которые катают туристов по территории, и инвентарь, и сады с огородами во дворах старинных хат, и пруд, и плотина, и охрана музея.

Главный источник доходов музея – плата за вход. Билеты для взрослых стоят всего десять гривен. Ненамного дороже стоят услуги экскурсоводов. Однако далеко не все посетители прибегают к их помощи. К тому же, на территории можно встретить нелегальных «поводырей», которые не только знакомят туристов с достопримечательностями, кладя всю выручку в собственный карман, но и проводят их в скансен «тайными тропами» через бреши в ограде за полцены.

 
За год музей продает порядка 120-130 тыс билетов. Основная приманка для туристов – культурные мероприятия. Инсценировка обрядов каждый раз привлекает в Пирогово тысячи посетителей. Так, поучаствовать в масленице в этом году собрались десять тысяч гостей. Несколько меньшим интересом у публики в последнее время стали пользоваться ярмарки народных промыслов, тематические дни, посвященные тому или иному ремеслу.

Музейная касса пополняется за счет фото-, видео- и киносъемок живописной натуры Пирогово. Любительская съемка стоит 20 грн. Правда, за фотолюбителями не уследишь – почти все они на входе клянутся администрации, что не снимут крышку с объектива. Воспрепятствовать «подпольной» съемке могла бы камера хранения, где работники музея обязали бы посетителей оставлять аппаратуру.

А вот профессиональные кинематографисты платят по полной программе в соответствии с калькуляцией, которую производит дирекция музея. Производители художественных фильмов в результате расстаются с внушительными суммами, а по отношению к создателям некоммерческих научных и учебных лент действует щадящий режим. Также музей сдает свои экспонаты в аренду – тем же киношникам.

С недавних пор действует платный прокат лошадей, за отдельную плату можно попутешествовать по территории на бричке.
 

Ещё больше

Обсуждение

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы не занимаемся организацией праздников и других мероприятий, мы предлагаем только идеи, где и как провести свободное время.
Информация на сайте является точной на момент её добавления и в дальнейшем, в силу определенных обстоятельств, может отличаться от реальной.
Все фото и видеоматериалы являются иллюстрационными и могут отличаться от реальных условий и мест времяпровождения.